Рис.10. Схемы движения автобусов на маршрутахпротяженностью 600 - 1000 км при сменно-групповой системеорганизации труда водителей и расположении АТП в началемаршрута (а), середине (б) и промежуточном пункте (в)

Рис.10. Схемы движения автобусов на маршрутах
протяженностью 600 - 1000 км при сменно-групповой системе
организации труда водителей и расположении АТП в начале
маршрута (а), середине (б) и промежуточном пункте (в)

Маршрут делится на четыре плеча и в трех пунктах производится смена водителей, которые проживают, помимо места расположения АТП, в пунктах В и Г. На первом плече АБ работают водители, проживающие в месте расположения АТП, на плечах БВ и ВГ - водители, местом постоянного жительства которых является пункт В, и на плече ГД - водители из пункта Г.

Ограничительным условием применения этой схемы движения является минимальное число отправлений автобусов в сутки, равное трем или кратное трем для маршрутов длиной 600-700 км и равное четырем или кратное четырем для маршрутов длиной 800-1000 км;

б) при расположении АТП в середине маршрута или в промежуточном пункте (рис.10, б и в). Линия также делится на четыре плеча и производится три смены водителей.

Если в первом случае (см. рис.10, б) водители должны проживать, помимо места расположения АТП, еще в двух пунктах (Б и Г), то во втором (см. рис.10, в) - только в одном (пункте Г). При этом должны быть три или четыре отправления автобусов в сутки.

Сравнение эффективности организации движения на маршрутах протяженностью 600-1000 км с использованием сменно-групповой езды при различных вариантах размещения АТП показывает, что при расположении АТП в начале маршрута по сравнению с центральным или эксцентричным размещением время оборота автобусов сокращается примерно на 2-10%. Это определяет примерно пропорциональный рост эксплуатационной скорости, коэффициента использования времени оборота, производительности автобусов, уменьшение потребности в подвижном составе. При этом себестоимость перевозок снижается в среднем на 0,3-1,6%, капитальные вложения на 2-12% и приведенные затраты на 0,3-4,3%.

При расположении АТП в начальном пункте маршрута удельный вес времени отдыха водителей вне постоянного места жительства в 2 раза меньше по сравнению с другими вариантами.

Некоторым преимуществом размещения АТП в промежуточном пункте по сравнению с начальным или центральным расположением является то, что водители должны проживать, кроме места расположения АТП, еще в одном пункте маршрута, а не в двух, как при других схемах.

Сменно-турно-групповая система организации труда водителей. Отличия данной системы организации труда от сменно-групповой заключается лишь в том, что автобус одновременно обслуживает бригада водителей, состоящая из двух человек. За счет этого увеличивается протяженность и сокращается число плеч на маршрутах.

Сменно-турно-групповая система позволяет организовать движение на маршрутах протяженностью примерно 700 (800) км и более. При этом возможны три варианта размещения АТП, обслуживающих маршруты, - в начале, середине, и промежуточном пункте:

а) АТП в начале маршрута (рис.11, а).

В этом случае маршрут протяженностью 700 км делится на два равных плеча и смена водителей производится в середине, являющейся местом жительства части водителей. На первом плече работают водители, проживающие в месте расположения АТП, на втором - водители, местом постоянного жительства которых является пункт смены.

Маршруты протяженностью 800 - 900 км делятся на три плеча, смена водителей производится в двух пунктах (Б и В). Для обслуживания таких маршрутов привлекаются водители, проживающие в месте расположения АТП и в пункте, являющемся границей второго и третьего плеча (пункт В).


а)


А Б В

┌─┐

│ │──────────х──────────────┐

└─┘ │ │

700 │ 350 │ 350 │


А Б В Г

┌─┐

│ │──────────х──────────────х─────────────┐

└─┘ │ │ │

800 │ 267 │ 267 │ 267 │

900 │ 300 │ 300 │ 300 │


А Б В Г Д

┌─┐

│ │──────────х──────────────х─────────────х────────────┐

└─┘ │ │ │ │

1000 │ 200 │ 300 │ 300 │ 200 │


б)


А Б В Г

┌─┐

┌─────────│ │х─────────────х─────────────┐

│ └─┘ │ │

800 │ 267 │ 267 │ 267 │

900 │ 300 │ 300 │ 300 │


А Б В Г Д

┌─┐

┌─────────│ │х─────────────х─────────────х────────────┐

│ └─┘ │ │ │

1000 │ 200 │ 300 │ 300 │ 200 │


в)


А Б В Г Д

┌─┐

┌───────────х────────────│ │х────────────х────────────┐

│ │ └─┘ │ │

1000 │ 200 │ 300 │ 300 │ 200 │

Рис.11. Схемы движения автобусов на маршрутах протяженностью
700-1000 км при сменно-турно-групповой системе организации труда
водителей и расположении АТП в начале маршрута (а),
промежуточном пункте (б) и середине (в)

Маршрут протяженностью 1000 км должен иметь четыре плеча и три пункта смены водителей. Такой маршрут должны обслуживать водители, проживающие в пункте расположения АТП, и водители двух других пунктов (В и Г).


Таблица 17

^ Показатели времени работы автобусов на маршруте
при сменно-турно-групповой системе
организации труда водителей (на рейс)

┌──────┬─────┬───────┬─────┬──────┬──────────────────────┬────────┬─────┐

│Протя-│Вари-│Техни- │Время│Время │Время* стоянок автобу-│Время │Время│

│жен- │ант │ческая │нуле-│движе-│са на промежуточных│простоя │в на-│

│ность │рас- │ско- │вого │ния, ч│пунктах, посадки│автобуса│ряде,│

│марш- │поло-│рость, │про- │ │и высадки пассажиров│на ко-│ч │

│рута, │жения│км/ч │бега,│ │на начальном и конеч-│нечном │ │

│км │АТП │ │ч │ │ном пунктах, ч │пункте, │ │

│ │ │ │ │ │ │ч │ │

├──────┼─────┼───────┼─────┼──────┼──────────────────────┼────────┼─────┤

│ 700 │ I │ 60 │ 0,5 │ 11,66│ 3,15 │ 0,59 │15,90│

│ │ { │ │ │ │ │ │ │

│ │ I │ 60 │ 0,5 │ 13,33│ 3,70 │ 0,48 │18,01│

│ 800 │ III│ 60 │ 0,5 │ 13,33│ 3,70 │ 0,97 │18,50│

│ 900 │ I │ 60 │ 0,5 │ 15,00│ 4,05 │ 1,97 │21,52│

│ │ { │ │ │ │ │ │ │

│ │ III│ 60 │ 0,5 │ 15,00│ 4,05 │ 3,95 │23,5 │

│1000 │ I │ 60 │ 0,5 │ 16,67│ 4,60 │ 1,36 │23,13│

│ │ { │ │ │ │ │ │ │

│ │ IV │ 60 │ 0,5 │ 16,67│ 4,60 │ 2,73 │24,5 │

└──────┴─────┴───────┴─────┴──────┴──────────────────────┴────────┴─────┘


* Здесь же учитывается время на смену водителей.


Ограничительным условием применения сменно-турно-групповой езды при расположении АТП в начале маршрута протяженностью 700 км является число отправлений автобусов в сутки не менее трех или кратное трем и маршрутов протяженностью 800-1000 км - не менее двух или кратное двум;

б) АТП в промежуточном пункте или в середине маршрута (рис.11, б и в).

При обслуживании маршрутов протяженностью 800-900 км они делятся на три плеча и в двух пунктах, одним из которых является место расположения АТП, производится смена водителей. Для обслуживания маршрута привлекаются водители, проживающие в пункте на границе второго и третьего плеча (пункт В).

При организации движения автобусов на маршруте протяженностью 1000 км с размещением АТП в середине или промежуточном пункте маршрут делится на четыре плеча при смене водителей в трех пунктах. При расположении АТП в середине маршрута местом постоянного проживания водителей должны являться пункты Б, В и Г, при расположении АТП в промежуточном пункте - пункт расположения АТП (пункт Б) и пункт, являющийся границей между третьим и четвертым плечом (пункт Г).

Для маршрутов протяженностью 800, 900, 1000 км число отправлений автобусов в сутки должно быть не менее двух или кратным двум.

Как и при сменно-групповой езде на маршрутах длиной 800-1000 км, расположение АТП в начале линии позволяет по сравнению с другими вариантами добиться снижения времени оборота подвижного состава примерно на 2,7-8,5% (табл.17) и за счет этого повысить эксплуатационную скорость, коэффициент использования времени оборота, производительность автобусов и снизить потребность в подвижном составе (табл.18).


Таблица 18


8186710691860311.html
8186795778846621.html
8186889583518068.html
8186974576780366.html
8187093811521202.html