А.3.2 Законодательные и другие требования - Планирование 5 Внедрение и функционирование 6 Проведение проверок 8...

А.3.2 Законодательные и другие требования

Организации необходимо идентифицировать законодательные требования, применяемые к ее экологи­ческим аспектам. В число таких требований могут входить следующие:

национальные и международные законодательные требования;

государственные/региональные/ведомственные законодательные требования;

законодательные требования местных органов власти.

Примерами других требований, которые организация может для себя принять, являются, в зависимости от обстоятельств, следующие:

договоренности с государственными органами власти;

договоренности с потребителями;

руководящие указания нерегламентирующего характера;

добровольные принципы или своды правил;

добровольная экологическая маркировка и обязательства по экологическому сопровождению продук­
ции;

требования отраслевых ассоциаций;

публичные обязательства организации или ее головной организации;

корпоративные требования/требования компании.

Определение того, как законодательные и прочие требования применяются к экологическим аспектам ор­ганизации, обычно происходит в процессе идентификации таких требований. Следовательно, для такого определения может и не понадобиться наличия отдельной или дополнительной процедуры.

^ А.3.3 Целевые и плановые экологические показатели и программа(ы)

Целевые и плановые экологические показатели должны быть конкретными и, при практической возмож­ности, измеряемыми. Они должны касаться как ближайшего будущего, так и перспективы.

Анализируя свои технологические варианты, организация должна рассмотреть возможность использова­ния новейших технологий там, где это экономически возможно, оправдано с точки зрения соотношения стоимости/выгоды и признано уместным.

Упоминание финансовых требований организации не означает, что организация обязана применять ме­тодики калькуляции экологических выгод и издержек.

Разработка и применение одной или нескольких программ является важным для успешной реализации системы экологического менеджмента. В каждой программе должно быть описано, каким образом будут достигаться целевые и плановые экологические показатели организации, включая сроки, необходимые ресурсы и персонал, ответственный за реализацию программ(ы). Такую(ие) программу(ы) можно разде­лить на несколько частей, каждая из которых будет относиться к определенным элементам деятельности организации.

Там, где это уместно и практически выполнимо, программа должна включать рассмотрение стадий пла­нирования, проектирования, производства, маркетинга и утилизации. Это можно сделать как для теку­щих, так и для новых видов деятельности, продукции или услуг. Применительно к продукции можно рас­смотреть проект, материалы, производственные процессы, использование и конечную утилизацию. При­менительно к производственным мощностям или существенным модификациям процессов можно рас­смотреть планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации в установленное организацией соответствующее время.

^ А.4 Внедрение и функционирование

А.4.1 Ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия

Успешное внедрение системы экологического менеджмента возможно только при участии всех работаю­щих в организации или от ее имени лиц. Поэтому нельзя считать, что обязанности и ответственность за охрану окружающей среды ложатся только на службу экологического менеджмента. Они могут также ох­ватывать и другие области в организации, например, оперативное руководство или функции персонала помимо экологических.

Начало обязательству охранять окружающую среду должно быть положено в высших уровнях руково­дства. Следовательно, высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить внедрение системы экологического менеджмента. Частью этого обязательства является на­значение высшим руководством специального(ых) представителя(ей) с определенной ответственностью и полномочиями по внедрению системы экологического менеджмента. В больших организациях или ор­ганизациях со сложной структурой может быть назначено несколько представителей. На небольших или средних предприятиях эти обязанности может выполнять одно лицо. Руководство должно также гаранти­ровать обеспечение надлежащими ресурсами - такими как организационная инфраструктура - в целях разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы экологического менеджмента. Сре­ди примеров инфраструктуры организации можно назвать здания, линии связи, подземные емкости хра­нения, канализацию и т.п.

Важно также четко определить основные обязанности и ответственность в рамках системы экологическо­го менеджмента и сообщить об этом всем лицам, работающим в организации или от ее имени.

^ А.4.2 Компетентность, обучение и осведомленность

Организация должна идентифицировать, какие существуют требования к любому лицу, наделенному от­ветственностью за и полномочиями на выполнение заданий от лица организации, в части осведомленно­сти, знаний, понимания и навыков.

Настоящим международным стандартом требуется:

чтобы лица, чья работа может привести к существенному(ым) идентифицированному(ым) воздейст-
вию(ям) на окружающую среду, были компетентны для выполнения предписанных им заданий;

чтобы были идентифицированы потребности в обучении и приняты меры, призванные обеспечить
его предоставление;

чтобы все лица были уведомлены об экологической политике организации, о ее системе экологиче­
ского менеджмента и экологических аспектах ее деятельности, продукции или услуг, на которые мо­
жет оказать влияние их работа.

Осведомленность, знание, понимание и компетентность могут быть приобретены или повышены через подготовку, образование или опыт практической работы.

Организация должна требовать, чтобы подрядчики, работающие от ее имени, могли продемонстрировать наличие требуемой компетентности и/или необходимой подготовки своих служащих.

Руководство должно определить уровень опыта, компетентности и подготовки необходимый для обеспе­чения дееспособности персонала, и особенно тех из них, кто выполняет специализированные функции экологического менеджмента.

^ А.4.3 Связь

Обмен информацией внутри организации важен с точки зрения обеспечения эффективного внедрения систем экологического менеджмента. Методы внутреннего обмена информацией могут включать регу­лярные совещания рабочих групп, рассылку информативных писем, доски объявлений и сайты во внут­ренней сети организации.

Организация должна внедрить процедуру получения и документальной регистрации относящихся к теме сообщений от заинтересованных сторон, а также подготовки ответа на них. Эта процедура может вклю­чать диалог с заинтересованными сторонами и рассмотрение поднятых ими вопросов. В некоторых слу­чаях ответы на вопросы, беспокоящие заинтересованные стороны, могут включать соответствующую информацию об экологических аспектах и воздействиях на окружающую среду, связанных с деятельно­стью организации. Эти процедуры также должны предусматривать необходимую связь с государствен­ными органами власти по вопросу планирования на случай аварийной ситуации и по другим связанным с темой вопросами.

Организация может захотеть запланировать обмен информацией с учетом решений, принятых в отноше­нии соответствующих целевых групп, надлежащих сообщений и их тематики, а также выбора средств информирования.

При рассмотрении вопросов информирования внешних сторон об экологических аспектах организации должны принимать во внимание взгляды и информационные потребности всех заинтересованных сто­рон. Если организация решает информировать внешний мир о своих экологических аспектах, то она мо­жет в этих целях установить процедуру. Введенная процедура может быть различной в зависимости от нескольких факторов, в том числе: от типа сообщаемой информации, ее целевой группы и конкретных обстоятельств организации. Методы внешнего оповещения могут включать годовые отчеты, информа­тивные письма, странички в интернете и встречи с местной общественностью.

^ А.4.4 Документация

Степень подробности документации должна быть достаточной для описания системы экологического ме­неджмента и совместной работы ее частей, а также для указания пути получения более подробной ин­формации о функционировании конкретных частей системы экологического менеджмента. Эта докумен­тация может интегрироваться с документацией других систем, внедренных в организации. Не требуется обязательно представлять ее в форме руководства.

Степень документированности системы экологического менеджмента может варьироваться от одной ор­ганизации к другой в зависимости от следующего:

размера и типа организации и ее деятельности, продукции или услуг;

сложности процессов и их взаимодействия;

компетентности ее персонала.

Среди примеров документации можно назвать следующие:

заявление о политике, изложение целевых и плановых экологических показателей;

информация о существенных экологических аспектах;

процедуры;

информация о процессе;

структурная схема организации;

внутренние и внешние стандарты;

планы на случай аварийной ситуации на участке;

записи.

Любые решения о документальном оформлении процедур(ы) должно опираться на следующие вопросы:

последствия, в том числе и для окружающей среды, в случае неоформления процедуры;

потребность демонстрации выполнения организацией законодательных и прочих принятых требова­
ний;

потребность обеспечить последовательное совершение деятельности;

преимущества такого оформления, в число которых может входить облегчение внедрения через ин­
формирование и обучение, упрощение поддержания и пересмотра, снижение риска неоднозначности
и отклонений, возможность демонстрации и наглядность;

требования настоящего стандарта.

Документация, изначально созданная в иных, не связанных с системой экологического менеджмента це­лях, может использоваться как часть данной системы, и в этом случае система должна содержать на нее ссылки.

А.4.5 Управление документацией

Назначение п.4.4.5 в том, чтобы обеспечить со стороны организаций разработку и поддержание докумен­тов в той степени, которая достаточна для внедрения системы экологического менеджмента. Однако главное внимание организации должны уделять эффективному внедрению системы экологического ме­неджмента и экологической эффективности, а не комплексной системе управления документацией.

^ А.4.6 Управление операциями

Организация должна оценить операции, которые связаны с идентифицированными существенными эко­логическими аспектами, и обеспечить их выполнение в условиях контроля над или снижения связанных с ними вредными воздействиями для выполнения требований своей экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей. Сюда следует включать все этапы операций в органи­зации, в том числе и работы по техническому обслуживанию.

Поскольку в этой части система экологического менеджмента содержит указания, как реализовывать требования системы в ежедневных операциях, пункт 4.4.6.а) требует применения документально оформ-ленной(ых) процедур(ы) для контроля над ситуациями, когда отсутствие документально оформленных процедур может привести к отступлениям от экологической политики или от целевых и плановых эколо­гических показателей.

^ А.4.7 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них

В обязанности каждой организации входит разработка процедур(ы) подготовленности к аварийным си­туациями и реагированию на них, отвечающей (их) ее собственными конкретными потребностям. При разработке такой(их) процедур(ы) организация должна учесть среди прочего и следующее:

природу присутствующих на участке опасностей, например, легковоспламеняющиеся жидкости, ре­
зервуары-хранилища и сжатые газы, а также меры, которые следует принимать в случае проливов
или непреднамеренных выбросов;

наиболее вероятный тип и масштаб катастрофы или аварийной ситуации;

наиболее подходящий(е) метод(ы) реагирования на катастрофу или аварийную ситуацию;

планы по связи внутри организации и вовне;

действие(я) необходимое(ые) для минимизации экологического ущерба;

смягчение и ответное(ые) действие(я), предпринимаемое(ые) при различных видах катастроф и ава­
рийных ситуаций;

g) потребность в наличии процесса(ов) оценки после аварий для разработки и проведения корректи­рующих и предупреждающих действий;

h) периодическое опробование процедур(ы) аварийного реагирования; i) подготовка персонала аварийного реагирования;

j) список ключевого персонала и агентств по оказанию помощи с указанием контактной информации (например, пожарная часть, служба ликвидации проливов);

к) маршруты эвакуации и места сбора;

I) потенциальная возможность наступления аварийной(ых) ситуации(ий) и катастроф(ы) на рядом рас­положенном объекте (например, на заводе, дороге, железнодорожной ветке);

m) возможность взаимопомощи со стороны соседних организаций.

^ А.5 Проведение проверок А.5.1 Мониторинг и измерение

Операции в организации могут иметь различные параметры. Например, параметры, связанные с монито­рингом и измерением сбрасываемых сточных вод могут включать требования по содержанию кислородо-поглощающих веществ, температуре и кислотности.

Данные, собранные в результате мониторинга и измерений, могут быть проанализированы для выявле­ния устойчивых моделей и получения информации. Наработанные на основании такой информации зна­ния могут использоваться при проведении корректирующих и предупреждающих действий.

Ключевыми параметрами являются те, которые организация должна рассматривать для определения то­го, насколько ей удается управлять своими существенными экологическими аспектами, достигать целе­вых и плановых экологических показателей и повышать экологическую эффективность.

При необходимости обеспечить получение надежных результатов следует проводить калибровку и по­верку измерительного оборудования через определенные промежутки времени или же перед его исполь­зованием на основании измерительных стандартов, связанных с международными или национальными измерительными стандартами. При отсутствии таких стандартов должны записываться основания, ис­пользованные при проведении калибровки.

^ А.5.2 Оценка соответствия

Организация должна быть в состоянии продемонстрировать, что ею была проведена оценка соответст­вия идентифицированным законодательным требованиям, включая наличие необходимых разрешений или лицензий.

Организация должна быть в состоянии продемонстрировать, что ею была проведена оценка соответст­вия прочим идентифицированным требованиям, принятым организацией.

^ А.5.3 Несоответствие, корректирующие и предупреждающие действия

В зависимости от характера несоответствия через введение процедур, регламентирующих работу с та­кими требованиями, организация получает возможность либо выполнять их с минимальным формаль­ным планированием, либо - в рамках более сложной и длительной работы. Связанная с этим документа­ция должна соответствовать уровню действия.

А.5.4 Управление записями

Экологические записи среди прочего могут включать:

записи о жалобах;

записи об обучении;

информацию о мониторинге процесса;

протоколы проверок, акты технического обслуживания, протоколы поверок;

относящиеся к делу записи подрядчика и поставщика;

отчеты о происшествиях;

g) отчеты об испытании готовности к аварийным ситуациям;

h) результаты аудита;

i) результаты анализа со стороны руководства;

j) решения, принятые относительно уведомления внешних сторон;

к) записи по применимым законодательным требованиям;

I) записи по важным экологическим аспектам;

m) записи в отношении экологических совещаний;

n) информация об экологической эффективности;

о) записи по выполнению законодательных требований;

p) корреспонденция с заинтересованными сторонами.

Особое внимание следует обратить на конфиденциальную информацию.

ПРИМЕЧАНИЕ: Записи не являются единственным источником свидетельств, демонстрирующих соответствие на­стоящему международному стандарту.

^ А.5.5 Внутренний аудит

Внутренние проверки системы экологического менеджмента могут выполняться собственным персона­лом организации или же внешними по отношении к ней лицами, выбранными организацией и работаю­щими от ее имени. В любом случае лица, проводящие аудит, должны быть компетентны и находиться в положении, позволяющем им выполнять свою работу объективно и беспристрастно. В небольших орга­низациях независимость аудитора может быть продемонстрирована тем, что аудитор не отвечает за вы­полнение проверяемой им деятельности.

ПРИМЕЧАНИЕ 1: При желании организации совместить аудиты системы экологического менеджмента с аудитами экологического соответствия, следует четко определять цель и область применения каждого из вышеуказанных ви­дов аудита. Данный международный стандарт не содержит требований к аудиту экологического соответствия.

ПРИМЕЧАНИЕ 2: Руководство по проведению аудитов систем экологического менеджмента содержится в ИСО 19011.

^ А.6 Анализ со стороны руководства

Анализ со стороны руководства должен покрывать всю область применения системы экологического ме­неджмента, тем не менее, требуется анализировать все элементы системы экологического менеджмента одновременно, и процесс анализа может происходить в течение какого-то периода времени.

^ ПРИЛОЖЕНИЕ В

(информативное)

СВЯЗИ МЕЖДУ СТАНДАРТАМИ ИСО 14001:2004 и ИСО 9001:2000

В таблицах В.1 и В.2 устанавливается в широком смысле техническое соответствие между ИСО 14001:2004 и ИСО 9001:2000 и наоборот.

Цель сравнения заключается в том, чтобы продемонстрировать возможность использования обеих сис­тем организациям, которые уже применяют один из вышеуказанных стандартов и изъявляют желание применять оба.

Прямая связь между подпунктами этих двух международных стандартов указывается только в том слу­чае, когда два подпункта в значительной степени совпадают по своим требованиям. Помимо приведен­ных существует много более мелких перекрестных связей, которые здесь не могут быть представлены.

^ Таблица В.1

Соответствие между стандартами ИСО 14001:2004 и ИСО 9001:2000



ИСО 14001:2004

ИСО 9001:2000

Требования системы экологического менедж­мента (только заголовок)

4

4

Система менеджмента качества (только заголовок)

Общие требования

4.1

4.1

Общие требования

Экологическая политика

4.2

5.1 5.3 8.5.1

Обязательства руководства Политика в области качества Постоянное улучшение

Планирование (только заголовок)

4.3

5.4

Планирование (только заголовок)

Экологические аспекты

4.3.1

5.2 7.2.1 7.2.2

Ориентация на потребителя Определение требований, относящихся к продукции Анализ требований, относящихся к продукции

Законодательные и другие требования

4.3.2

5.2 7.2.1

Ориентация на потребителя Определение требований, относящихся к продукции

Целевые и плановые экологические показатели и программа(ы)

4.3.3

5.4.1 5.4.2 8.5.1

Цели в области качества Планирование системы менеджмента качества Постоянное улучшение

Внедрение и функционирование (только заголо­вок)

4.4

7

Процессы жизненного цикла продукции (только за­головок)

Ресурсы, обязанности, ответственность и пол­номочия

4.4.1

5.1 5.5.1 5.5.2 6.1 6.3

Обязательства руководства Ответственность и полномочия Представитель руководства Обеспечение ресурсами Инфраструктура

Компетентность, обучение и осведомленность

4.4.2

6.2.1

(Человеческие ресурсы) Общие положения

Связь

4.4.3

5.5.3 7.2.3

Внутренний обмен информацией Связь с потребителями

Документация

АЛЛ

4.2.1

(Требования к документации) Общие положения

Управление документацией

4.4.5

4.2.3

Управление документацией

Управление операциями

4.4.6

7.1

7.2.1 7.2.2 7.3.1 7.3.2 7.3.3 7.3.4 7.3.5 7.3.6 7.3.7

Планирование процессов жизненного цикла продук­ции Определение требований, относящихся к продукции Анализ требований, относящихся к продукции Планирование проектирования и разработки Входные данные для проектирования и разработки Выходные данные проектирования и разработки Анализ проекта и разработки Верификация проекта и разработки Валидация проекта и разработки Управление изменениями проекта и разработки







7.4.1 7.4.2 7.4.3 7.5.1 7.5.2 7.5.5

Процесс закупок Информация по закупкам Верификация закупленной продукции Управление производством и обслуживанием Валидация процессов производства и обслуживания Сохранение соответствия продукции

Подготовленность к аварийным ситуациям и реа­гирование на них

4.4.7

8.3

Управление несоответствующей продукцией

Проведение проверок (только заголовок)

4.5

8

Измерение, анализ и улучшение (только заголовок)

Мониторинг и измерения

4.5.1

7.6 8.1

8.2.3 8.2.4 8.4

Управление устройствами для мониторинга и изме­рений (Измерение, анализ и улучшение) Общие положе­ния Мониторинг и измерение процессов Мониторинг и измерение продукции Анализ данных

Оценка соответствия

4.5.2

8.2.3 8.2.4

Мониторинг и измерение процессов Мониторинг и измерение продукции

Несоответствие, корректирующие и предупреж­дающие действия

4.5.3

8.3 8.4 8.5.2 8.5.3

Управление несоответствующей продукцией Анализ данных Корректирующие действия Предупреждающие действия

Управление записями

4.5.4

4.2.4

Управление записями

Внутренний аудит

4.5.5

8.2.2

Внутренние аудиты (проверки)

Анализ со стороны руководства

4.6

5.1 5.6 5.6.1 5.6.2 5.6.3 8.5.1

Обязательства руководства Анализ со стороны руководства (только заголовок) Общие положения Входные данные для анализа Выходные данные анализа Постоянное улучшение


8176732586666132.html
8176759184900873.html
8176883660884280.html
8176949094581769.html
8177073350905601.html