А.3.2 Законодательные и другие требования Организации необходимо идентифицировать законодательные требования, применяемые к ее экологическим аспектам. В число таких требований могут входить следующие:
национальные и международные законодательные требования;
государственные/региональные/ведомственные законодательные требования;
законодательные требования местных органов власти. Примерами других требований, которые организация может для себя принять, являются, в зависимости от обстоятельств, следующие:
договоренности с государственными органами власти;
договоренности с потребителями;
руководящие указания нерегламентирующего характера;
добровольные принципы или своды правил;
добровольная экологическая маркировка и обязательства по экологическому сопровождению продук ции;
требования отраслевых ассоциаций;
публичные обязательства организации или ее головной организации;
корпоративные требования/требования компании. Определение того, как законодательные и прочие требования применяются к экологическим аспектам организации, обычно происходит в процессе идентификации таких требований. Следовательно, для такого определения может и не понадобиться наличия отдельной или дополнительной процедуры. ^ А.3.3 Целевые и плановые экологические показатели и программа(ы) Целевые и плановые экологические показатели должны быть конкретными и, при практической возможности, измеряемыми. Они должны касаться как ближайшего будущего, так и перспективы. Анализируя свои технологические варианты, организация должна рассмотреть возможность использования новейших технологий там, где это экономически возможно, оправдано с точки зрения соотношения стоимости/выгоды и признано уместным. Упоминание финансовых требований организации не означает, что организация обязана применять методики калькуляции экологических выгод и издержек. Разработка и применение одной или нескольких программ является важным для успешной реализации системы экологического менеджмента. В каждой программе должно быть описано, каким образом будут достигаться целевые и плановые экологические показатели организации, включая сроки, необходимые ресурсы и персонал, ответственный за реализацию программ(ы). Такую(ие) программу(ы) можно разделить на несколько частей, каждая из которых будет относиться к определенным элементам деятельности организации. Там, где это уместно и практически выполнимо, программа должна включать рассмотрение стадий планирования, проектирования, производства, маркетинга и утилизации. Это можно сделать как для текущих, так и для новых видов деятельности, продукции или услуг. Применительно к продукции можно рассмотреть проект, материалы, производственные процессы, использование и конечную утилизацию. Применительно к производственным мощностям или существенным модификациям процессов можно рассмотреть планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и вывод из эксплуатации в установленное организацией соответствующее время. ^ А.4 Внедрение и функционирование А.4.1 Ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия Успешное внедрение системы экологического менеджмента возможно только при участии всех работающих в организации или от ее имени лиц. Поэтому нельзя считать, что обязанности и ответственность за охрану окружающей среды ложатся только на службу экологического менеджмента. Они могут также охватывать и другие области в организации, например, оперативное руководство или функции персонала помимо экологических. Начало обязательству охранять окружающую среду должно быть положено в высших уровнях руководства. Следовательно, высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить внедрение системы экологического менеджмента. Частью этого обязательства является назначение высшим руководством специального(ых) представителя(ей) с определенной ответственностью и полномочиями по внедрению системы экологического менеджмента. В больших организациях или организациях со сложной структурой может быть назначено несколько представителей. На небольших или средних предприятиях эти обязанности может выполнять одно лицо. Руководство должно также гарантировать обеспечение надлежащими ресурсами - такими как организационная инфраструктура - в целях разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы экологического менеджмента. Среди примеров инфраструктуры организации можно назвать здания, линии связи, подземные емкости хранения, канализацию и т.п. Важно также четко определить основные обязанности и ответственность в рамках системы экологического менеджмента и сообщить об этом всем лицам, работающим в организации или от ее имени. ^ А.4.2 Компетентность, обучение и осведомленность Организация должна идентифицировать, какие существуют требования к любому лицу, наделенному ответственностью за и полномочиями на выполнение заданий от лица организации, в части осведомленности, знаний, понимания и навыков. Настоящим международным стандартом требуется:
чтобы лица, чья работа может привести к существенному(ым) идентифицированному(ым) воздейст- вию(ям) на окружающую среду, были компетентны для выполнения предписанных им заданий;
чтобы были идентифицированы потребности в обучении и приняты меры, призванные обеспечить его предоставление;
чтобы все лица были уведомлены об экологической политике организации, о ее системе экологиче ского менеджмента и экологических аспектах ее деятельности, продукции или услуг, на которые мо жет оказать влияние их работа. Осведомленность, знание, понимание и компетентность могут быть приобретены или повышены через подготовку, образование или опыт практической работы. Организация должна требовать, чтобы подрядчики, работающие от ее имени, могли продемонстрировать наличие требуемой компетентности и/или необходимой подготовки своих служащих. Руководство должно определить уровень опыта, компетентности и подготовки необходимый для обеспечения дееспособности персонала, и особенно тех из них, кто выполняет специализированные функции экологического менеджмента. ^ А.4.3 Связь Обмен информацией внутри организации важен с точки зрения обеспечения эффективного внедрения систем экологического менеджмента. Методы внутреннего обмена информацией могут включать регулярные совещания рабочих групп, рассылку информативных писем, доски объявлений и сайты во внутренней сети организации. Организация должна внедрить процедуру получения и документальной регистрации относящихся к теме сообщений от заинтересованных сторон, а также подготовки ответа на них. Эта процедура может включать диалог с заинтересованными сторонами и рассмотрение поднятых ими вопросов. В некоторых случаях ответы на вопросы, беспокоящие заинтересованные стороны, могут включать соответствующую информацию об экологических аспектах и воздействиях на окружающую среду, связанных с деятельностью организации. Эти процедуры также должны предусматривать необходимую связь с государственными органами власти по вопросу планирования на случай аварийной ситуации и по другим связанным с темой вопросами. Организация может захотеть запланировать обмен информацией с учетом решений, принятых в отношении соответствующих целевых групп, надлежащих сообщений и их тематики, а также выбора средств информирования. При рассмотрении вопросов информирования внешних сторон об экологических аспектах организации должны принимать во внимание взгляды и информационные потребности всех заинтересованных сторон. Если организация решает информировать внешний мир о своих экологических аспектах, то она может в этих целях установить процедуру. Введенная процедура может быть различной в зависимости от нескольких факторов, в том числе: от типа сообщаемой информации, ее целевой группы и конкретных обстоятельств организации. Методы внешнего оповещения могут включать годовые отчеты, информативные письма, странички в интернете и встречи с местной общественностью. ^ А.4.4 Документация Степень подробности документации должна быть достаточной для описания системы экологического менеджмента и совместной работы ее частей, а также для указания пути получения более подробной информации о функционировании конкретных частей системы экологического менеджмента. Эта документация может интегрироваться с документацией других систем, внедренных в организации. Не требуется обязательно представлять ее в форме руководства. Степень документированности системы экологического менеджмента может варьироваться от одной организации к другой в зависимости от следующего:
размера и типа организации и ее деятельности, продукции или услуг;
сложности процессов и их взаимодействия;
компетентности ее персонала. Среди примеров документации можно назвать следующие:
заявление о политике, изложение целевых и плановых экологических показателей;
информация о существенных экологических аспектах;
процедуры;
информация о процессе;
структурная схема организации;
внутренние и внешние стандарты;
планы на случай аварийной ситуации на участке;
записи. Любые решения о документальном оформлении процедур(ы) должно опираться на следующие вопросы:
последствия, в том числе и для окружающей среды, в случае неоформления процедуры;
потребность демонстрации выполнения организацией законодательных и прочих принятых требова ний;
потребность обеспечить последовательное совершение деятельности;
преимущества такого оформления, в число которых может входить облегчение внедрения через ин формирование и обучение, упрощение поддержания и пересмотра, снижение риска неоднозначности и отклонений, возможность демонстрации и наглядность;
требования настоящего стандарта. Документация, изначально созданная в иных, не связанных с системой экологического менеджмента целях, может использоваться как часть данной системы, и в этом случае система должна содержать на нее ссылки. А.4.5 Управление документацией Назначение п.4.4.5 в том, чтобы обеспечить со стороны организаций разработку и поддержание документов в той степени, которая достаточна для внедрения системы экологического менеджмента. Однако главное внимание организации должны уделять эффективному внедрению системы экологического менеджмента и экологической эффективности, а не комплексной системе управления документацией. ^ А.4.6 Управление операциями Организация должна оценить операции, которые связаны с идентифицированными существенными экологическими аспектами, и обеспечить их выполнение в условиях контроля над или снижения связанных с ними вредными воздействиями для выполнения требований своей экологической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей. Сюда следует включать все этапы операций в организации, в том числе и работы по техническому обслуживанию. Поскольку в этой части система экологического менеджмента содержит указания, как реализовывать требования системы в ежедневных операциях, пункт 4.4.6.а) требует применения документально оформ-ленной(ых) процедур(ы) для контроля над ситуациями, когда отсутствие документально оформленных процедур может привести к отступлениям от экологической политики или от целевых и плановых экологических показателей. ^ А.4.7 Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них В обязанности каждой организации входит разработка процедур(ы) подготовленности к аварийным ситуациями и реагированию на них, отвечающей (их) ее собственными конкретными потребностям. При разработке такой(их) процедур(ы) организация должна учесть среди прочего и следующее:
природу присутствующих на участке опасностей, например, легковоспламеняющиеся жидкости, ре зервуары-хранилища и сжатые газы, а также меры, которые следует принимать в случае проливов или непреднамеренных выбросов;
наиболее вероятный тип и масштаб катастрофы или аварийной ситуации;
наиболее подходящий(е) метод(ы) реагирования на катастрофу или аварийную ситуацию;
планы по связи внутри организации и вовне;
действие(я) необходимое(ые) для минимизации экологического ущерба;
смягчение и ответное(ые) действие(я), предпринимаемое(ые) при различных видах катастроф и ава рийных ситуаций; g) потребность в наличии процесса(ов) оценки после аварий для разработки и проведения корректирующих и предупреждающих действий; h) периодическое опробование процедур(ы) аварийного реагирования; i) подготовка персонала аварийного реагирования; j) список ключевого персонала и агентств по оказанию помощи с указанием контактной информации (например, пожарная часть, служба ликвидации проливов); к) маршруты эвакуации и места сбора; I) потенциальная возможность наступления аварийной(ых) ситуации(ий) и катастроф(ы) на рядом расположенном объекте (например, на заводе, дороге, железнодорожной ветке); m) возможность взаимопомощи со стороны соседних организаций. ^ А.5 Проведение проверок А.5.1 Мониторинг и измерение Операции в организации могут иметь различные параметры. Например, параметры, связанные с мониторингом и измерением сбрасываемых сточных вод могут включать требования по содержанию кислородо-поглощающих веществ, температуре и кислотности. Данные, собранные в результате мониторинга и измерений, могут быть проанализированы для выявления устойчивых моделей и получения информации. Наработанные на основании такой информации знания могут использоваться при проведении корректирующих и предупреждающих действий. Ключевыми параметрами являются те, которые организация должна рассматривать для определения того, насколько ей удается управлять своими существенными экологическими аспектами, достигать целевых и плановых экологических показателей и повышать экологическую эффективность. При необходимости обеспечить получение надежных результатов следует проводить калибровку и поверку измерительного оборудования через определенные промежутки времени или же перед его использованием на основании измерительных стандартов, связанных с международными или национальными измерительными стандартами. При отсутствии таких стандартов должны записываться основания, использованные при проведении калибровки. ^ А.5.2 Оценка соответствия Организация должна быть в состоянии продемонстрировать, что ею была проведена оценка соответствия идентифицированным законодательным требованиям, включая наличие необходимых разрешений или лицензий. Организация должна быть в состоянии продемонстрировать, что ею была проведена оценка соответствия прочим идентифицированным требованиям, принятым организацией. ^ А.5.3 Несоответствие, корректирующие и предупреждающие действия В зависимости от характера несоответствия через введение процедур, регламентирующих работу с такими требованиями, организация получает возможность либо выполнять их с минимальным формальным планированием, либо - в рамках более сложной и длительной работы. Связанная с этим документация должна соответствовать уровню действия. А.5.4 Управление записями Экологические записи среди прочего могут включать:
записи о жалобах;
записи об обучении;
информацию о мониторинге процесса;
протоколы проверок, акты технического обслуживания, протоколы поверок;
относящиеся к делу записи подрядчика и поставщика;
отчеты о происшествиях; g) отчеты об испытании готовности к аварийным ситуациям; h) результаты аудита; i) результаты анализа со стороны руководства; j) решения, принятые относительно уведомления внешних сторон; к) записи по применимым законодательным требованиям; I) записи по важным экологическим аспектам; m) записи в отношении экологических совещаний; n) информация об экологической эффективности; о) записи по выполнению законодательных требований; p) корреспонденция с заинтересованными сторонами. Особое внимание следует обратить на конфиденциальную информацию. ПРИМЕЧАНИЕ: Записи не являются единственным источником свидетельств, демонстрирующих соответствие настоящему международному стандарту. ^ А.5.5 Внутренний аудит Внутренние проверки системы экологического менеджмента могут выполняться собственным персоналом организации или же внешними по отношении к ней лицами, выбранными организацией и работающими от ее имени. В любом случае лица, проводящие аудит, должны быть компетентны и находиться в положении, позволяющем им выполнять свою работу объективно и беспристрастно. В небольших организациях независимость аудитора может быть продемонстрирована тем, что аудитор не отвечает за выполнение проверяемой им деятельности. ПРИМЕЧАНИЕ 1: При желании организации совместить аудиты системы экологического менеджмента с аудитами экологического соответствия, следует четко определять цель и область применения каждого из вышеуказанных видов аудита. Данный международный стандарт не содержит требований к аудиту экологического соответствия. ПРИМЕЧАНИЕ 2: Руководство по проведению аудитов систем экологического менеджмента содержится в ИСО 19011. ^ А.6 Анализ со стороны руководства Анализ со стороны руководства должен покрывать всю область применения системы экологического менеджмента, тем не менее, требуется анализировать все элементы системы экологического менеджмента одновременно, и процесс анализа может происходить в течение какого-то периода времени. ^ ПРИЛОЖЕНИЕ В (информативное) СВЯЗИ МЕЖДУ СТАНДАРТАМИ ИСО 14001:2004 и ИСО 9001:2000 В таблицах В.1 и В.2 устанавливается в широком смысле техническое соответствие между ИСО 14001:2004 и ИСО 9001:2000 и наоборот. Цель сравнения заключается в том, чтобы продемонстрировать возможность использования обеих систем организациям, которые уже применяют один из вышеуказанных стандартов и изъявляют желание применять оба. Прямая связь между подпунктами этих двух международных стандартов указывается только в том случае, когда два подпункта в значительной степени совпадают по своим требованиям. Помимо приведенных существует много более мелких перекрестных связей, которые здесь не могут быть представлены. ^ Таблица В.1 Соответствие между стандартами ИСО 14001:2004 и ИСО 9001:2000
ИСО 14001:2004 | ИСО 9001:2000 | Требования системы экологического менеджмента (только заголовок) | 4 | 4 | Система менеджмента качества (только заголовок) | Общие требования | 4.1 | 4.1 | Общие требования | Экологическая политика | 4.2 | 5.1 5.3 8.5.1 | Обязательства руководства Политика в области качества Постоянное улучшение | Планирование (только заголовок) | 4.3 | 5.4 | Планирование (только заголовок) | Экологические аспекты | 4.3.1 | 5.2 7.2.1 7.2.2 | Ориентация на потребителя Определение требований, относящихся к продукции Анализ требований, относящихся к продукции | Законодательные и другие требования | 4.3.2 | 5.2 7.2.1 | Ориентация на потребителя Определение требований, относящихся к продукции | Целевые и плановые экологические показатели и программа(ы) | 4.3.3 | 5.4.1 5.4.2 8.5.1 | Цели в области качества Планирование системы менеджмента качества Постоянное улучшение | Внедрение и функционирование (только заголовок) | 4.4 | 7 | Процессы жизненного цикла продукции (только заголовок) | Ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия | 4.4.1 | 5.1 5.5.1 5.5.2 6.1 6.3 | Обязательства руководства Ответственность и полномочия Представитель руководства Обеспечение ресурсами Инфраструктура | Компетентность, обучение и осведомленность | 4.4.2 | 6.2.1 | (Человеческие ресурсы) Общие положения | Связь | 4.4.3 | 5.5.3 7.2.3 | Внутренний обмен информацией Связь с потребителями | Документация | АЛЛ | 4.2.1 | (Требования к документации) Общие положения | Управление документацией | 4.4.5 | 4.2.3 | Управление документацией | Управление операциями | 4.4.6 | 7.1 7.2.1 7.2.2 7.3.1 7.3.2 7.3.3 7.3.4 7.3.5 7.3.6 7.3.7 | Планирование процессов жизненного цикла продукции Определение требований, относящихся к продукции Анализ требований, относящихся к продукции Планирование проектирования и разработки Входные данные для проектирования и разработки Выходные данные проектирования и разработки Анализ проекта и разработки Верификация проекта и разработки Валидация проекта и разработки Управление изменениями проекта и разработки |
|
| 7.4.1 7.4.2 7.4.3 7.5.1 7.5.2 7.5.5 | Процесс закупок Информация по закупкам Верификация закупленной продукции Управление производством и обслуживанием Валидация процессов производства и обслуживания Сохранение соответствия продукции | Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них | 4.4.7 | 8.3 | Управление несоответствующей продукцией | Проведение проверок (только заголовок) | 4.5 | 8 | Измерение, анализ и улучшение (только заголовок) | Мониторинг и измерения | 4.5.1 | 7.6 8.1 8.2.3 8.2.4 8.4 | Управление устройствами для мониторинга и измерений (Измерение, анализ и улучшение) Общие положения Мониторинг и измерение процессов Мониторинг и измерение продукции Анализ данных | Оценка соответствия | 4.5.2 | 8.2.3 8.2.4 | Мониторинг и измерение процессов Мониторинг и измерение продукции | Несоответствие, корректирующие и предупреждающие действия | 4.5.3 | 8.3 8.4 8.5.2 8.5.3 | Управление несоответствующей продукцией Анализ данных Корректирующие действия Предупреждающие действия | Управление записями | 4.5.4 | 4.2.4 | Управление записями | Внутренний аудит | 4.5.5 | 8.2.2 | Внутренние аудиты (проверки) | Анализ со стороны руководства | 4.6 | 5.1 5.6 5.6.1 5.6.2 5.6.3 8.5.1 | Обязательства руководства Анализ со стороны руководства (только заголовок) Общие положения Входные данные для анализа Выходные данные анализа Постоянное улучшение |
8176732586666132.html 8176759184900873.html 8176883660884280.html 8176949094581769.html 8177073350905601.html
|