Отчет о результатах самообследования деятельности Томского сельскохозяйственного института филиала фгоу впо новосибирский государственный аграрный университет Томск 2006 - страница 8

^ 6.2. Внутривузовская система контроля качества подготовки специалистов
В отчетном периоде решению проблем, связанных с совершенствованием и развитием внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов, со стороны руководства института уделялось особое внимание. Вопросы организации проведения и анализа результатов контроля качества образовательных и учебных процессов на систематической основе рассматривались на заседаниях кафедр, Ученых советов факультетов, Ученого совета института. По результатам анализов при необходимости разрабатывались и реализовывались меры корректирующего действия, направленные на устранение причин выявленных недостатков на этапах организации, подготовки и осуществления образовательной деятельности.

В институте в полном объеме сохранены и получили дальнейшее развитие традиционные для российской высшей школы формы и методы промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся, основанные на проведении профессорско-преподавательским составом института собеседований и контрольных работ, защиты курсовых и дипломных проектов, сдачи учащимися зачетов и экзаменов по пройденным дисциплинам и т.п. Одновременно с этим в существенно больших масштабах стали применяться процедуры проверок знаний, основанные на контрольном тестировании обучающихся с использованием средств вычислительной техники и последующим сравнительным анализом полученных результатов с результатами других транспортных вузов, иных лучших образовательных учреждений России. Значительно больше внимания стало уделяться непосредственно контролю учебных процессов, реализуемых в подразделениях института, и их основным элементам. Доминирующее место в составе и содержании работ в отчетном периоде заняли вопросы:

Оценка результатов контроля качества подготовки специалистов по итогам деятельности института за 2001-2006 годы и анализ действующей нормативной и методической документации в области качества образовательной деятельности позволил руководству принять ряд принципиальных решений, направленных на повышение качества образовательных процессов, реализуемых в институте, и наметить основные направления по их реализации.

За основу методического обеспечения дальнейшего совершенствования процессов и процедур контроля качества специалистов на всех этапах их подготовки в института и образовательного процесса в целом было принято решение принять международные стандарты в области качества образовательной деятельности и их Российские аналоги, такие как: ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001) «Системы менеджмента качества. Требования», ГОСТ Р ИСО 14001 (ISO 14001) «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», ГОСТ Р 12.0.006. «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации (QHSAS 18001)», IWA 2:2003 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в образовании»,

ISO 10015 – 99 «Управление качеством. Руководящие указания по обучению», а также методики, рекомендованные Рособрнадзором для участников конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» при проведении самооценок.

В рамках развития данного направления работ в институте с начала 2006 года привлечены к сотрудничеству ведущие специалисты и эксперты по сертификации систем менеджмента качества академии стандартизации, метрологии и сертификации, Ростехнадзора РФ, с помощью которых к настоящему времени определены цели и задачи института в области качества, состав элементов и структура интегрированной системы менеджмента качества.

Состав и структура нормативной документации системы менеджмента качества ТСХИ приведена на рис. 6.1. К настоящему времени находятся на стадии апробации основополагающие документы системы менеджмента качества:


Рис. 6.1 Структурная схема документации системы менеджмента качества ТСХИ





Процессами и процедурами системы менеджмента качества предусматривается охватить все этапы жизненного цикла предоставляемыми институтом образовательных услуг от довузовской подготовки и профессиональной ориентации школьников до повышения квалификации ППС института и высшего руководства организаций и предприятий – потребителей образовательных услуг ТСХИ, что схематично отражено на рис. 6.2. Кроме того, существенное развитие уже в 2007 году должны получить процедуры самооценки результатов деятельности подразделений и института в целом, основанные на рекомендациях Рособрнадзора и охватывающие следующие области и направления:



Рис. 2 Схема взаимодействия процессов ТСХИ

В рамках разрабатываемой системы менеджмента качества предусмотрено дальнейшее развитие системы контроля качества подготовки специалистов. При этом предполагается особое внимание уделить совершенствованию методического обеспечения применяемых процессов и процедур контроля на основе получивших международное признание «инструментов качества», таких как: бенчмаркинг (benchmarking), развертывание функций качества (Quality function deployment – QFD), сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard), концепции и методологии процесса постоянных улучшений «Кайдзен (Kaizen)», «Бережливого производства» («Lean production»), реинжиниринга процессов (Business Process Reengineering), «6 сигм» и др.

Самообследование показало, что работа института в области контроля качества образовательных услуг в целом отвечает потребностям, а работы по созданию и сертифицированию системы менеджмента качества по международным стандартам позволит гарантировать высокое качество предоставляемых образовательных услуг.

8163650496245477.html
8163787806923153.html
8163846980173204.html
8163981607261813.html
8164169914070971.html