B.   Департамент операций по поддержанию мира - Организации Объединенных Наций и других организаций. Он охватывает...


B.   Департамент операций по поддержанию мира

51.   Департамент операций по поддержанию мира Организации Объединенных Наций принял на работу координатора для поддержки его новой политики в деле борьбы с торговлей людьми и для разработки механизмов, которые способствовали бы его миссиям на местах в выявлении, предупреждении и ликвидации явления торговли людьми. Производилась проверка учебных модулей для использования военными и гражданскими учебными секциями Департамента, разрабатывались информационно-пропагандистские материалы и заключались договоренности с государствами-членами. Департамент осуществлял различные инициативы в деле борьбы с проблемой торговли людьми, в частности в контексте своей политической миссии в Афганистане и своих миротворческих миссий в Тиморе-Лешти, Либерии и Косово.

52.   В рамках Миссии Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану (МООНСА) оказывалась поддержка деятельности по укреплению потенциала судебных и правоохранительных органов, занимающихся вопросами торговли людьми. В группе по правам человека МООНСА был назначен координатор для контроля за различными инициативами по проблеме торговли людьми правительственных учреждений, органов Организации Объединенных Наций, неправительственных организаций и других партнеров и для содействия их осуществлению. Миссия также оказывала содействие Афганской независимой комиссии по правам человека в ее деятельности по расследованию и мониторингу случаев насилия в отношении женщин, включая торговлю женщинами и девочками, и участвовала в работе комитета, возглавляемого министерством по вопросам труда и социальным вопросам, которому была поручена разработка национального плана действий по борьбе с явлением торговли детьми.

53.   Миссия Организации Объединенных Наций по поддержке в Восточном Тиморе принимала участие в деятельности рабочей группы по проблеме торговли людьми, которую возглавляло министерство иностранных дел и которая включает в себя представителей основных правительственных департаментов, учреждений Организации Объединенных Наций и Международной организации по миграции и которой было поручено разработать стратегии по борьбе с явлением торговли людьми. Миссия оказывала поддержку в подготовке доклада по вопросу о торговле людьми, что способствовало повышению уровня осведомленности среди политических деятелей о масштабах явления торговли людьми в Восточном Тиморе и заложило основу для принятия мер по борьбе с явлением торговли людьми. Содержащиеся в докладе выводы были направлены Совету министров и местному дипломатическому сообществу, а также использовались Группой по вопросам иммиграции национальной полиции Восточного Тимора, Национальным бюро расследований Полиции Организации Объединенных Наций и Группой по делам уязвимых лиц национальной полиции восточного Тимора в делах, связанных с торговлей людьми.

54.   В рамках Миссии Организации Объединенных Наций в Либерии была создана Группа по гендерным вопросам для рассмотрения, в частности, вопроса о торговле женщинами и девочками. Деятельность Группы включала в себя обучение миротворцев, сотрудников гражданской полиции и гражданского персонала и повышение уровня их осведомленности о проблеме торговли людьми и сексуальной эксплуатации. В число сотрудников по гражданским вопросам Миссии был включен советник по проблеме торговли людьми, который тесно сотрудничал с гражданской полицией Миссии. Миссия Организации Объединенных Наций по делам Временной администрации в Косово принимала участие в работе Целевой группы по проблеме торговли людьми в рамках Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы. Ее координатор по вопросам борьбы с торговлей людьми также принимал участие в деятельности Межминистерской рабочей группы по борьбе с явлением торговли людьми, которой было поручено разработать для Косово План действий по борьбе с торговлей людьми. Направленная на борьбу с явлением торговли людьми стратегия Миссии осуществлялась Группой по консультированию жертв и оказанию им помощи Департамента юстиции Косово, которая проводила особенно активную деятельность в области повышения уровня осведомленности по проблеме торговли людьми и по оказанию помощи и поддержки жертвам такой торговли. Полиция Миссии также проводила активную деятельность в области расследований и привлечения к ответственности лиц, виновных в преступлениях, связанных с торговлей людьми, сотрудничая при этом с Отделом по уголовным делам Департамента юстиции.

^ C.   Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека

55.   Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) продолжало деятельность по борьбе с явлением торговли людьми через свою Программу по проблеме торговли людьми, которая осуществлялась по двум стратегическим направлениям: предупреждение торговли людьми и защита жертв такой торговли. Проводимые в рамках Программы мероприятия были разделены на пять секторов: политика и руководство; укрепление внутреннего потенциала; поддержка учреждений Организации Объединенных Наций; поддержка внешних организаций и инициатив; и подготовка кадров и общественная информация. Осуществлявшиеся инициативы включали в себя публикацию и распространение удобных для пользования вариантов Рекомендуемых принципов и Руководящих принципов, касающихся прав человека и торговли людьми; координацию деятельности Контактной группы межправительственных организаций по вопросам торговли людьми и незаконного ввоза мигрантов; продолжение участия в подготовке Европейской конвенции по борьбе с торговлей людьми, разрабатываемой Советом Европы; и оказание технической помощи отделениям УВКПЧ на местах, особенно в контексте законодательных и политических инициатив.

^ D.   Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана

56.   В 2003 году Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) опубликовала и широко распространяла Справочник ресурсов, озаглавленный «Борьба с явлением торговли людьми в Азии: Справочник ресурсов по международным и региональным правовым документам, политическим обязательствам и рекомендованной практической деятельности». В Руководстве содержались комплексные рамки использования правовых и прочих документов по борьбе с торговлей людьми, особенно женщинами и детьми. Кроме того, в декабре 2003 года ЭСКАТО организовала двухдневное консультативное совещание экспертов типа «мозговой атаки» в целях содействия региональному и субрегиональному сотрудничеству по недопущению торговли людьми.

^ E.   Фонд Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин

57.   Фонд Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) принимал меры по борьбе с торговлей женщинами и девочками в рамках своего Целевого фонда в поддержку действий по искоренению насилия в отношении женщин. В 2003 году в Южной Азии осуществлялась Региональная программа по борьбе с торговлей женщинами и девочками, имевшая своей целью пресечь такую торговлю, обеспечить защиту жертв и преследование по закону торговцев живым товаром. В результате этой программы были, в частности, созданы четыре новые сети по борьбе с торговлей людьми в регионе, разработана исследовательская инициатива для обзора существующих законов, создан региональный центр информационных ресурсов по борьбе с торговлей людьми и веб-сайт для специалистов и лиц, занимающихся разработкой политики; а также было положено начало процессу разработки Минимальных стандартных руководящих принципов по содействию вызволению и реабилитации жертв торговли людьми на основе прав человека. В 2004 году ЮНИФЕМ содействовал проведению двухгодичного совещания правительств Южной Азии в связи с Пекинской платформой действий, на котором все государства-участники приняли обязательства в отношении дальнейшего осуществления Конвенции Южноазиатской ассоциации регионального развития по вопросу о предотвращении торговли женщинами и детьми.

^ F.   Детский фонд Организации Объединенных Наций

58.   Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) занимался вопросом о торговле детьми через конкретные программы, как, например, кампании в средствах массовой информации, призванные информировать потенциальных жертв об опасностях, связанных с торговлей людьми, специальное обучение сотрудников полиции и пограничных служащих, с тем чтобы они могли выявлять случаи торговли людьми, и содействие разработке меморандумов о взаимопонимании между странами, в которых существуют потоки торговли людьми. ЮНИСЕФ поддерживал деятельность по защите жертв на общинном уровне, например в Бенине, где было создано свыше 900 общинных групп контроля в целях недопущения торговли людьми; в Анголе, где совместно с пограничными органами были разработаны процедуры выявления потенциальных ситуаций, связанных с торговлей людьми; и в Юго-Восточной Европе, где для молодежи был организован ряд информационных кампаний, с тем чтобы рассказать об опасностях, связанных с торговлей людьми. Кроме того, ЮНИСЕФ проводил деятельность по борьбе со спросом, порождающим торговлю людьми, поддерживая реформы в области коммуникации, подготовки кадров и законодательной деятельности. Задача предупреждения торговли людьми также включалась в его более широкие программы, в том числе в проекты по обеспечению создания возможностей в плане обучения и трудоустройства для детей, подвергающихся опасности сексуальной эксплуатации в коммерческий целях.

^ G.   Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения

59.   Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) утвердил основные направления борьбы с торговлей людьми с уделением особого внимания пропагандистской деятельности, укреплению отношений сотрудничества, укреплению потенциала, оказанию помощи в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья и расширению возможностей женщин и детей. ЮНФПА в сотрудничестве с Программой развития Организации Объединенных Наций и другими организациями осуществлял несколько инициатив, связанных с проблемой торговли людьми, включая: осуществление проекта в области охраны репродуктивного здоровья для ставших жертвами торговли людьми девочек и женщин в Боснии и Герцеговине; подготовку учебного модуля по вопросам охраны здоровья и предоставления консультативных услуг в Непале; подготовку кадров по вопросам положения женщин в контексте охраны сексуального и репродуктивного здоровья и осуществление национальных кампаний по борьбе с торговлей людьми в Индии; проведение трансграничного исследования картины миграции, включая торговлю людьми в Таиланде; и осуществление регионального проекта в области профилактики ВИЧ/СПИДа для лиц, занятых в индустрии секса, в Непале, Папуа — Новой Гвинее и Вьетнаме. ЮНФПА также организовал консультативное совещание по вопросам торговли женщинами и девочками в Словакии.

^ H.   Всемирная организация здравоохранения

60.   Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) продолжала сотрудничать с различными партнерами в целях повышения уровня осведомленности и углубления знаний по проблеме торговли людьми. В сотрудничестве с Лондонской школой гигиены и тропической медицины и Европейским союзом ВОЗ подготовила рекомендации ВОЗ по вопросам этики и безопасности для опросов женщин, ставших жертвами торговли людьми, и совместно со школой завершила подготовку обзора по теме последствий торговли людьми для здоровья человека.

^ V.   Прочие межправительственные органы

Международная организация по миграции

61.   Международная организация по миграции применяла предусматривающую три направления деятельности стратегию борьбы с явлением торговли людьми: профилактика; защита жертв и оказание им помощи; и укрепление потенциала. Деятельность по профилактике включала в себя: исследование вопросов торговли людьми с целью предложить затронутым этой проблемой странам соответствующую политику и практические рекомендации; и организация кампаний по повышению уровня осведомленности в странах происхождения с целью не допустить, чтобы женщины и девочки, которые могут быть мигрантами, становились жертвами торговли людьми. Деятельность по защите и оказанию помощи включала в себя: предоставление убежища и места проживания для жертв торговли людьми; и оказание консультативных услуг и помощи в лечении и юридических вопросах. Оказание помощи жертвам торговли людьми включало в себя организацию их добровольного возвращения в страны происхождения и их социальную и экономическую реинтеграцию. Деятельность в области укрепления потенциала, которая охватывала обучение сотрудников правоохранительных органов наиболее эффективным методам работы других стран, была направлена на оказание помощи правительствам, с тем чтобы они могли более эффективно решать задачи, связанные с проблемой торговли людьми, и обеспечивать более качественные услуги для жертв этого явления.

62.   В рамках своих усилий по активной борьбе с явлением торговли людьми в 2002 году МОМ создала модульную базу данных по борьбе с торговлей людьми, призванную содействовать укреплению исследовательского потенциала и пониманию причин, процессов и тенденций и последствий торговли людьми. База данных была расположена в Женеве, но была представлена и на Балканском полуострове и будет представлена и в других регионах. В марте 2003 года МОМ организовала в Венгрии региональную конференцию по повышению уровня осведомленности о проблеме физических и психологических страданий и травмирования жертв торговли людьми в Восточной Европе. В ходе конференции были определены стратегии обеспечения устойчивой помощи по охране здоровья для жертв торговли людьми.

^ VI.   Выводы и рекомендации

63.    На национальном, региональном и международном уровнях проводилась широкомасштабная деятельность по борьбе с явлением торговли людьми, особенно женщинами и девочками. Разработаны соответствующие международные документы и механизмы, государства приняли национальные законы по борьбе с торговлей людьми и разработали и/или приняли политические меры по борьбе с явлением торговли людьми. Некоторые государства сделали выбор в пользу модели, ориентированной на судебное преследование виновных, в то время как в других государствах был принят комплексный подход в отношении проблемы торговли людьми, учитывающий также глубинные причины такой торговли и уделяющий повышенное внимание вопросам защиты жертв.

64.    Для успешной борьбы с явлением торговли людьми судебное преследование торговцев живым товаром должно сопровождаться защитой жертв такой торговли. Для этого необходимо, чтобы эффективное судебное преследование лиц, занимающихся торговлей людьми, дополнялось эффективными мерами, обеспечивающими защиту жертв торговли от судебного преследования за незаконную миграцию или нарушения трудового законодательства, и чтобы им предоставлялись возможности для выхода из замкнутого круга виктимизации. Такие меры по защите жертв должны включать в себя защиту прав лиц, пострадавших от торговли людьми, без каких бы то ни было условий, и, в частности, вне зависимости от возможности или желания жертвы помогать в судебном преследовании лиц, занимающихся торговлей людьми. Государства должны признать, что жертвы торговли людьми — это люди, права человека которых были нарушены и которые имеют право на защиту и поддержку со стороны государств.

65.    Государства должны продолжать ратифицировать международные документы, заключать региональные, субрегиональные и двусторонние соглашения, чтобы обеспечивать и ускорять судебное преследование преступников вне зависимости от национальности или местоположения, а также стремиться к международному сотрудничеству в целях оказания помощи и обмениваться информацией о наиболее эффективных методах борьбы с явлением торговли людьми.

66.    Государства должны уделять повышенное внимание принятию и активному осуществлению комплексных, направленных против торговли людьми законов с использованием в качестве руководства международных документов, участниками которых они являются. Государства должны обеспечивать обучение сотрудников полиции, пограничных и иммиграционных органов, работников социальной сферы и сферы здравоохранения, а также всех других специалистов, которые могут вступать в контакты с жертвами торговли людьми, с тем чтобы они признавали таких жертв и эффективно помогали им. Меры по защите и поддержке жертв торговли людьми должны включать психологическую, медицинскую и социальную помощь; оказание юридической помощи; обеспечение доступа к убежищам; защиту в период судебного преследования лиц, занимающихся торговлей людьми; обеспечение наличия программ альтернативного трудоустройства; и предоставление видов на жительство, убежища или возможности для продолжительного пребывания в третьих странах, в тех случаях, когда репатриация может поставить под угрозу безопасность жертв.

67.    Государства также должны осуществлять превентивные меры, уделяя повышенное внимание глубинным причинам явления торговли женщинами и девочками, включая нищету среди женщин, перемещение населения в результате стихийных и антропогенных катастроф, дискриминационную практику в отношении женщин в рамках законодательства и в реальной жизни, а также имеющее гендерную окраску насилие в семьях и общинах, в результате чего женщины и девочки становятся особенно уязвимыми для торговли людьми.

68.    Все действующие лица, включая судебный и правоохранительный персонал, миграционные органы, академические институты, неправительственные организации и группы гражданского общества, должны сотрудничать на национальном уровне в процессе разработки и осуществления комплексного и многодисциплинарного подхода к борьбе с явлением торговли людьми. Меры по борьбе с торговлей людьми должны постоянно контролироваться в целях оценки их результативности и содействовать последующим мерам по исправлению существующего положения. Следует повышать качество сбора данных и производить его таким образом, чтобы лучше понимать это явление и более эффективно и действенно на него реагировать.

 

Примечания

1   A/57/170.

2   Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, Протокол к ней о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и Протокол к ней против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху были приняты Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 55/25.

3   Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, был принят Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 54/263.

4   См. E/CN.4/2003/75/Add.1 и E/CN.4/2003/75 и Corr.1.

5   См. E/CN.4/2004/66 и E/CN.4/2004/66/Add.1.

6   См. E/CN.4/2003/79, E/CN.4/2003/79/Add.1 и E/CN.4/2003/79/Add.2.

7   См. E/CN.4/2004/9 и E/CN.4/2004/9/Add.1.

8   См. E/CN.4/2003/79.

9   См. E/CN.4/2003/85.

10   См. E/CN.4/2003/85/Add.2.

11   См. E/CN.4/2003/85/Add.4.

12    Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят седьмая сессия, Дополнение № 38 (A/57/38).

13    Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят восьмая сессия, Дополнение № 38 (A/58/38).

14    Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят девятая сессия, Дополнение № 38 (A/59/38 (Part I)).

15   CRC/C/15/Add.187.

16   CRC/C/15/Add.193.

17   CRC/C/15/Add.194.

18   CRC/C/15/Add.192.

19   CRC/C/15/Add.191.

20   CRC/C/15/Add.183.

21   CRC/C/15/Add.188.

22   CRC/C/15/Add.221.

23   CRC/C/15/Add.215.

24   CRC/C/15/Add.205.

25   CRC/C/15/Add.201.

26   CRC/C/15/Add.204.

27   CRC/C/15/Add.196.

28   CRC/C/15/Add.222.

29   CRC/C/15/Add.202.

30   CRC/C/15/Add.198.

31   CRC/C/15/Add.210.

32   CRC/C/15/Add.213.

33   CRC/C/15/Add.209.

34   CRC/C/15/Add.218.

35   CRC/C/15/Add.217.

36   CRC/C/15/Add.199.

37   CRC/C/15/Add.200.

38   CRC/C/15/Add.225.

39   CRC/C/15/Add.239.

40   CRC/C/15/Add.232.

41   CRC/C/15/Add.240.

42   CRC/C/15/Add.226.

43   CRC/C/15/Add.228.

44   CRC/C/15/Add.223.

45   CRC/C/15/Add.236.

46   CRC/C/15/Add.237.

47   CRC/C/15/Add.227.

48   CRC/C/15/Add.233.

49   CRC/C/15/Add.234.

50   CRC/C/15/Add.230.

51   CCPR/CO/75/MDA.

52   CCPR/CO/76/TGO.

53   CCPR/CO/78/ISR.

54   CCPR/CO/79/LVA.

55   CCPR/CO/77/LUX.

56   CCPR/CO/77/MLI.

57   CCPR/CO/79/PHL.

58   CCPR/CO/79/RUS.

59   CCPR/CO/78/SVK.

60   CCPR/CO/79/LKA.

61   CCPR/CO/80/DEU.

62   CCPR/CO/80/LTU.

63   CCPR/CO/80/SUR.

64   E/C.12/1/Add.85.

65   E/C.12/1/Add.83.

66   E/C.12/1/Add.82.

67   E/C.12/1/Add.81.

68   E/C.12/1/Add.87.

69   E/C.12/1/Add.90.

70   E/C.12/1/Add.86.

71   E/C.12/1/Add.91.

72   E/C.12/1/Add.94.

73   CERD/C/63/CO/3.

74   CERD/C/63/CO/9.

75   CERD/C/64/CO/6.

76   CAT/C/CR/29/1.

77   CAT/C/CR/30/2.

78   CAT/C/CR/32/2.

79   CAT/C/CR/32/7.

*   A/59/150.

 


8158122055180880.html
8158226651524097.html
8158275631400253.html
8158309350724381.html
8158365092711199.html